ЛАМБАДА
Слово «ламбада» обозначает как ритм (смесь
каримбо и меренге), так и танец, который объединяет в себе элементы форро
(forró), самбы, меренге и maxixe (бразильского танца девятнадцатого века,
имевшего огромный успех в Европе).
Ламбаду танцуют люди всех возрастов и обоих полов,
которые и думать не хотят о «грязных» трактовках, придуманных плохими людьми в
очень плохих голливудских фильмах. Ламбада изящна и весьма быстра; поверьте,
когда вам приходится на танцплощадке так быстро двигаться и еще думать о том, как
бы не споткнуться и не упасть, секс – это ПОСЛЕДНЯЯ вещь, которая приходит на
ум. Так или иначе, ритм ламбады появился на Амазонке, позднее был переделан
багийцами (они придумали степы)… а остальное – история!
История Ламбады
История ламбады очень интересна, потому что составлена она из множества современных
сказок. Довольно сложно услышать одну и ту же историю ламбады от двух людей –
каждый добавляет в нее что-то свое.
Мне посчастливилось танцевать в Бразилии задолго до того, как произошел бум так
называемой Ламбады, и я могу проследить пришествие этого ритма к популярности и
его упадок как в Бразилии, так и в других странах.
Занимаясь исследованиями, результаты которых отражены в этой статье, я побывал
в Пара (этот второй крупнейший штат Бразилии, расположенный в северной части
страны рядом с южными Карибскими островами, отличается особой культурой,
кулинарией и танцеванием) и в других штатах вниз по северо-восточному побережью
в Бразилии; и закончил свой путь в Багии.
Истоки – «Каримбо»
Во времена, когда Бразилия была португальской колонией (1500-1822 гг.) в
северной части страны существовал популярный танец под названием каримбо. Он
был очень чувственен и основывался на том, что женщина, кружась, старалась
«накрыть» мужчину своими круглыми юбками. Играли барабаны, сделанные из стволов
деревьев, специально обожженных огнем. Шло время, танец менялся, менялась и
музыка. Из-за близости Карибских островов сказалось сильное влияние карибской
музыкальной культуры, и даже сегодня мы можем почувствовать это, если послушаем
карибские радиостанции в северных штатах Бразилии (например, в Амапе).Эта
тесная связь произвела на свет некоторые новые ритмы - Sirimbó и Lari Lari;
словом, танец каримбо в конечном итоге изменился так, что перестал быть на себя
похож.
Название и Отец
Через некоторое время местная радиостанция Белема (столица штата Пара) стала называть
этот новый вид музыки «ударным ритмом» и «ритмами Ламбады» (Ламбада – слово
местного наречия, обозначающее сильные ритмические удары музыки). Это последнее
название «ламбада» очень всем понравилось и стало ассоциироваться с новым
обликом старого танцевального стиля.
Тогда каримбо снова стал танцеваться парами; он очень напоминал меренге, но
содержал большее количество кружений. В 1983 году мне случилось танцевать его в
Белеме и Макапе (столица штата Амапа). Кроме того, я купил у парня, который
называл себя Pinduca несколько пластинок каримбо; этот парень был очень
известным певцом на севере Бразилии, и все считали, что именно он – настоящий
отец Ламбады, хотя кроме севера страны его больше нигде не знали и не узнали.
Смешение металлической и электронной музыки Карибских островов вновь изменило
облик каримбо, и музыка быстро распространилась по всему северо-восточному
региону Бразилии (самые туристические места); только этот новый каримбо
назывался уже ламбадой.
Ламбада из Багии – Первый Бум
Ламбада путешествовала по побережью и, наконец, достигла Багии (старейшего
бразильского штата), где начала испытывать влияние танца форро (еще один старый
бразильский стиль с акцентированным ритмом). Постепенно музыкальный размер
ламбады стал 4/4, а не 2/2, как раньше; можно с уверенностью говорить, что
именно тогда ламбада совершенно потеряла сходство со своим прародителем
каримбо.
Ламбада танцевалась с согнутыми ногами, степы исполнялись из стороны в сторону
и никогда – спереди назад. В моде были тесные юбки, и случилось так, что они
начали ассоциироваться с ламбадой, а ламбада – с ними. До сих пор в некоторых
местах (например, в «Lambar» – в ночном клубе города Сао Пауло) встречаются
классические пары: дама в узкой юбке и мужчина в длинных брюках.
В годы распространения ламбады набирал популярность и Карнавал из Багии;
ежегодно появлялся какой-нибудь новый стиль танца, только чтобы исчезнуть за
год из-за низкой туристической активности. Так, за несколько лет до ламбады
среди множества других танцев танцевались фрикоте и ти-ти-ти, о которых сегодня
никто и не вспоминает.
Вместе с «Trio-eletricos» (большие передвижные платформы с громкоговорителями,
на которых музыканты и поныне выступают во время Карнавала) ламбада стала
распространяться по Багии и обустроилась в городе Порто Сегуро. Во время
первого бума ламбады юго-восточный регион Бразилии (наиболее развитый
экономически) относился к ритмам, которые приходили из Багии, с нескрываемым
презрением (считалось, что все эти ритмы живут только летом и потом умирают).
Сейчас ходит сказка о том, что, якобы, в тридцатые годы двадцатого века
танцевание ламбады было запрещено. Это не так. В действительности запрещен был
танец Maxixe – за вызывающие тексты и откровенные движения. Ламбада же на пике
своей популярности считалась многими непристойной потому, что эти «многие»
вообще ничего не знали о танце и пытались высосать шумиху из пальца, превратить
в порнографию чувственный, утонченный стиль. Самое смешное, что много лет
спустя, уже в наше время, существуют действительно едва ли не порнографические
танцы (например, «dança da garrafa»), и людей это нимало не волнует. Dança da
garrafa – это танец, в котором женщина пытается приблизиться промежностью как
можно ближе к стоящей бутылке так, чтобы не коснуться горлышка.
Хотя все признавали, что ламбада – это настоящая лихорадка лета, до настоящего
мирового признания ей было далеко. Многие первые ламбатерии (места, где танцуют
ламбаду) не могли выжить в условиях зимнего оттока туристов и потому
закрывались. Однако ламбада не умирала…
Международный Ритм
Пока в Бразилии ламбада боролась с зимой, у некоторых европейцев появились на
нее планы.
Однажды в конце лета несколько французских бизнесменов приехали в Бразилию и
купили музыкальные права на 300 композиций в стиле ламбада. Потом вернулись во
Францию и организовали группу «Kaoma», вложив серьезную сумму в раскрутку. Так
ламбада стала стилем, известным на весь мир, и достигла даже дальнего востока
Японии, где осталась и по сей день.
Второй Бум
Мировая лихорадка ламбады была такой сильной, что случилось почти невозможное:
она вернулась в Бразилию, и куда бы вы думали? – в тот самый экономически
развитый юго-восточный регион, который ее ненавидел. Это возвращение изменило
способ танцевания ламбады, и впервые за тридцать лет со времен «Биттлз»
танцевать стали парами. То, что сегодня в Бразилии имеются тысячи школ бальных
танцев, огромные сетевые конференции и десятки тысяч довольных танцоров –
заслуга французов из «Kaoma» и их международного успеха.
Эту вторую волну я называю Вторым Бумом Ламбады. Событие это очень сильно
повлияло на мировую культуру. Мало того, что молодые люди вновь стали танцевать
парами – ламбада превратилась в международный феномен под названием Самба.
Забавная ирония этой истории в том, что самое известное в мире музыкальное
произведение в стиле ламбады «Chorando se foi» («Она ушла в слезах») на самом
деле – боливийского происхождения и называется «Llorando se fue» (то же самое).
На обложке боливийского альбома с этой песней написано «Ламбада»; отсюда и
вторая сказка: ламбада пошла из Боливии. Это тоже ошибка.
Перемены
Распространившись по миру, танец сильно изменился. Из-за того, что хороших
танцоров ламбады не хватало для съемок фильмов и шоу, большинство
профессионалов стали вносить в нее изменения. В ламбаду добавились кружения и
степы, похожие на элементы джайва и ист-кост свинга, а также некоторые акробатические
движения.
Ламбада игралась на всех радиостанциях, и некоторые музыканты (например, Sidney
Magal и Fafá de Belém) в попытках следовать моде создавали настоящие хиты.
Однако довольно скоро обнаруживалось, что их заинтересованность в ламбаде основана
исключительно на старании заработать побольше денег. Такие музыканты быстро
забывались.
Упадок и Новая Музыка
Спустя некоторое время многих композиторов ламбады стали забывать. Музыка и
танец теряли свою силу, и миллионы фанатов по всему миру были перед этим
беспомощны.
Некоторые танцоры начали смешивать ламбаду с другими музыкальными стилями,
чтобы успеть в полной мере насладиться ею перед тем, как она навечно канет в
Лету.
Музыка ламбады смешивалась с карибскими Soca, Merengue, Salsa и Zouk.
И однажды стало ясно, что танец ожил: восстановился былой стиль, в нем стало
меньше акробатики и больше мягкости, нежности и контактности. К сожалению, как
заявляют некоторые танцоры и педагоги (например, бразильский учитель Israel
Szerman), сегодня почти во всей Бразилии танец меняет свое название на Zouk.
Но я спрашиваю себя: а правда ли к сожалению? Так или иначе, Zouk – это потомок
или даже родной сын нашей любимой старой ламбады.
Для меня разговор о ламбаде проникнут философией. Главная цель, почему я делюсь
этим текстом с вами – я хочу рассказать об истории, в которой мне
посчастливилось жить, и рассказать правдиво, так, как она вершилась на самом
деле.
Должно быть, счастливы люди страны с такой богатой культурой, что у каждого ее
жителя есть собственный национальный ритм.
И, должно быть, еще счастливее люди, которые могут позаботиться о собственной
культуре так, чтобы она не умерла никогда. Крепкие объятия, ламбадьерос и
зукейрос!
Источник: www.danzalatina.co.nz ,
автор: Chico Peltier
Перевод: iDance
|