Субкультура (если упрощенно) — это объединение людей с определенным мировоззрением и набором ценностей. Субкультура танцевальная, соответственно, объединяет людей, увлекающихся определенным танцевальным направлением.
Танец — один из самых древних видов искусства, история его не короче истории человечества. Наши предки связывали танцы с природными явлениями, языческими и религиозными ритуалами, обычаями и традициями, чувствами и эмоциями. При помощи танцев люди познавали окружающий их мир и самих себя, управляли будущим, избавлялись от недугов, укрепляли душевное и физическое здоровье.
Сегодня многие считают танец лишь видом развлечения, способом отвлечься и расслабиться. Молодежь использует танцы для знакомств и общения, самовыражения, а еще — как способ выделиться из общей массы. Однако не каждый танец способен стать центром внимания, источником вдохновения и образом жизни тысяч и тысяч молодых (и не очень) людей. В данном обзоре нас интересуют не просто популярные танцы, но танцы, ставшие если не смыслом жизни, то, как минимум, основной ее мотивацией для тысяч подростков во всем мире. Танцы, которые определяют настроения и мысли, стиль одежды и аксессуаров, причесок и макияжа...
Танцы рождаются везде — на сцене и в клубах, на улице и в барах, на материках и островах... Танцы рождаются во все времена: сегодня и вчера, в нынешнем веке и до нашей эры... И популярность их не зависит от времени и места.
Хип-хоп (англ. Hip-hop) — молодежная субкультура, появившаяся в США в конце семидесятых годов прошлого века в среде афроамериканцев. Для нее характерны своя музыка (также называемая «хип-хоп»), свой жаргон, своя мода, танцевальные стили, графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу девяностых хип-хоп стал частью молодежной культуры во многих странах мира.
Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа
(ритмичного речитатива с четко обозначенными рифмами)
и ритма, задаваемого
Мультитехничность и открытость хип-хопа для экспериментов и импровизации объясняет сложность классификации его направлений по стилям и техникам. Яркой чертой этого танцевального направления является его характер, актерская составляющая. Естественность здесь сочетается с движениями, совершенно не свойственными человеческой биомеханике. Наилучшие качества исполнителя хип-хоп танца проявляются в форме танцевального противостояния, иногда даже агрессии.
Самоуверенность и самоутверждение не допускают сентиментальности и жеманности: хип-хоп-танцы — для уверенных, пафосных и упертых людей. Но нельзя считать, что хип-хоп-танцы — агрессивные и злые. Главная цель танцора — завоевать симпатию зрителя, и потому хип-хоп позитивен и добр. Юноши и девушки стремятся с помощью танца показать себя в наилучшем свете и привлечь противоположный пол. Отсюда множество сексуально привлекательных движений бедрами.
Как в афро-джазе, так и в хип-хопе присутствует некая расслабленность, движения как бы обращены в пол. Это объясняется тем, что в верованиях африканских народов Бог обитает не на небе, а под землей. Поэтому поклоняются ему, обращаясь к земле. Отсюда низкая посадка корпуса и всегда немного расслабленные колени в танце.
Первым музыкальным сопровождением для африканских танцев были тамтамы, поэтому и хип-хоп в дальнейшем получил хорошую ритмическую основу.
Несмотря на ежегодно меняющуюся моду в хип-хопе,
в целом она имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как
правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки и бейсболки
(обычно с прямыми козырьками) известных брендов (напр. Reebok,
Roca Wear, FUBU,
Перечень современных танцевальных стилей почти бесконечен, но можно выделить основные направления, вошедшие в культуру хип-хопа или созданные непосредственно в ней.
Уличные танцы, или стрит (Street Dance)
появились в Нью-Йорке в тридцатые годы прошлого века. Степ
и линди-хоп — вот с чего начинался стрит-дэнс.
Стрит-дэнс, который танцуют сегодня, зародился в
Со временем стили развивались, к середине восьмидесятых появились первые хаус-биты, а вместе с ними обретали популярность новые движения и шаги. Так началась новая эра хип-хопа, которая считается базой стрит-дэнса. Сегодня существует целый набор направлений: New Style, Locking, Popping Boogaloo, Breaking, Crump, Hype (New Jack swing) и другие.
Брейк (breaking) начался с Good Foot, единственного танца, в котором падение на землю сочетается с элементами вращения.
В конце шестидесятых — начале семидесятых годов
появились танцоры, которые ввели весьма своеобразные движения под
музыку. Так родился танец, получивший свое название благодаря пластинке
легендарного Джеймса Брауна «Good Foot». Появились так
называемые
Победителями в выступлениях признавались те, кто мог исполнить как можно больше новых и сложных по исполнению движений, фризов, быстрых и частых забежек, которые не могли повторить соперники. Благодаря популярности легенды фанка Джеймса Брауна и быстрому росту количества брейк-команд, брейк из соревнования между бандами перерос в феномен поп-культуры.
Локинг (Locking, или Campbellocking) — это танец, в котором после каждого движения следует остановка. «Each move is locked» — «каждое движение закрыто», т. е. завершено. Cтиль одежды танцоров локинга — брюки на подтяжках, тельняшки, галстуки и перчатки.
Поппинг Бугалу (Popping Boogaloo) —
стиль танца, основанный на технике быстрого сокращения
и расслабления мышц в такт музыке, в сочетании
с различными движениями и позами. Как и другие уличные
танцы, поппинг часто используется в батлах. В конце
семидесятых распространению поппинга активно способствовала группа,
именуемая Electric Boogaloos из Калифорнии. Electric Boogaloos
состоялись в
Другие тесно связанные с ними стили, такие как робот, появились еще до поппинга (некоторые считают, что даже поппинг появился в конце шестидесятых, в Оклэнде, в Калифорнии). Распространению поппинга и родственных стилей способствовали фильм «Breakin» и средства массовой информации, которые, однако, внесли и некоторую путаницу, относя эти стили целиком к брейк-дансу.
Новый стиль (New Style) — всеобъемлющее
и многообразное танцевальное направление в современном
хип-хоп-движении. Новый стиль формировался по мере того, как
хип-хоп-музыка обретала новые формы; стали появляться новые
и новые танцевальные стили. В
Однако вряд ли можно однозначно назвать New Style отдельным танцевальным направлением: это скорее танец, который стал комбинацией прежних стилей; танец, вобравший в себя разные движения, представив их в новой версии. New Style характеризуется особой мягкой, спокойной, внешне расслабленной манерой подачи движений и одновременно сжатой внутренней энергией. Эту внутреннюю силу танцор использует, чтобы оставаться в танце спокойным и свободным, создавая эффект непринужденного, импровизированного исполнения. Определяющее значение придается импровизации и свободному полету сознания, умению слушать музыку, выделяя в ней смысловые акценты и подспудные темы мелодии. Уникальная техника и пластика раскрепощенного, непринужденного Нового стиля производит невероятное впечатление и пользуется у танцоров широчайшим успехом.
Лос-Анджелесский стиль хип-хопа (LA Style) — это, в первую очередь, упор на представление. Он может включать в себя иные, не смежные с хип-хопом стили (jazz, jazz-modern) и поэтому используется для шоу и постановок в клипах, рекламе. Импровизация считается слабой стороной этого стиля, он больше акцентирован на точности, выразительности и красоте движений.
Крампинг — один из новейших танцев, широко распространившийся среди молодежи США и некоторых стран Европы, — часто путают с клоунингом: они родственны по форме и происхождению, но и различия между ними очевидны. У того и другого стиля одинаковая скорость и похожие ритмичные движения, раскачивание и подрагивание корпусом, необычные сгибания спины и мощные движения грудного отдела (chest-pop), — все это можно назвать The Krump, или сильные, качающие амплитудные удары.
Крампинг — достаточно агрессивная форма танца, его
предназначение — выражать гнев, давать волю эмоциям через
сильные, тяжелые и драматичные шаги. Большая вариативность,
индивидуальность и динамичные, мощные движения — вот
фундамент Крампа. Основная идея этого движения — умение
донести до соперника или зрителя смысловую нагрузку танца: что
породило твой гнев, на кого он направлен и что
ты хочешь сказать или доказать. Базовая техника крампинга
отталкивается от старой школы хип-хопа и
Крамперам часто приписывают манеру разрисовывать себе лица, но это ошибочное мнение. На самом деле это применимо к клоунингу (стиль старой школы). В конечном счете разрисовывание лиц — это дело выбора.
Крип (Crip Walk или
В конце
Как и всякое искусство, танец способен дарить ни с чем несравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух и свое тело, выразить все свои чувства. В следующих обзорах мы расскажем о клубных танцах (ритм-энд-блюз, гоу-гоу, тектоник, хаус и т. д.), а также о латиноамериканских, ирландских и других танцах, объединяющих тысячи людей во всем мире.