История 10 спортивных
бальных танцев
------------------------------------------------------------------------------------------
Все 10 горячо любимых нами бальных танцев прошли очень
непростую притирку за время их становления – первую половину XX века.
Главенствующую роль в создании и развитии спортивных бальных танцев сыграли
учителя и танцоры Англии.
Именно Имперское Общество учителей танца (ISTD) в 1924 г. канонизировало 4 из 5
танцев европейской танцевальной программы (Стандарта). К сожалению, Венский
Вальс не попал в этот заветный квинтет по причине непонятной нелюбви британцев
к нему. Мировая общественность все равно обожает этот несравнимый по своему
романтическому восторгу танец, который и выдал первый толчок к созданию
современной танцевальной системы.
Более ранним толчком (до Венского Вальса) к развитию массового парного
(дуэтного) танцевания стал возросший интерес людей к теме эротики в танце.
Появление великолепной музыки Адана и Делиба, именно вальсовых форм, породило
начало неиссякаемого интереса к романтической музыке балетов Жизель и Коппелия.
Сначала появился Венский Вальс.
Чайковский, Штраус – и уже вся Европа взволнована этим задушевным,
эмоциональным, волнительным танцем. Немецкий Лендлер – его предок. Однако у
Французов на сей счет свои веские аргументы. Естественно, великая балетная
Франция нашла в 15-16 веках формы парного вальсирования в своем танце Вольта,
хотя признаем, что настоящий характер венскому вальсу был придан именно
Лендлером, как и музыкальный размер в три четверти (Вольта – три вторых).
Бальные танцы в 20-м веке
Интерес к поиску новых форм искусственным путем сочетался с представлением
широкой публике народных танцев афро-латинского происхождения. Их увлекающая
ритмическая структура вызывала самый живой интерес, с то время как оркестры
активно пропагандировали и дополняли их собственными многочисленными трактовками.
Так , впоследствии, называемая Европейская программа (в просторечии – Стандарт)
начала свои первые шаги с фокстрота, который очень удачно сумел представить
американский актер Гарри Фокс в 1914 г. в одном из водевильных шоу Нью-Йорка
Jardin Dance.
Используя элементы популярных танцев Регтайма, Шимми и Свинга, Гарри Фокс,
усложняя ритмы основных шагов, добился небывалого интереса к новому танцу.
И уже к 1922 г. многие танцоры и педагоги создали развитый танец с множеством
новосочиненных фигур – фокстрот. Параллельно они были перенесены на иной, трех
четвертной ритм, и миру был представлен не менее интересен шедевр в виде
Медленного вальса. А между тем темповые эксперименты оркестров и джаз-бандов
спровоцировали танцоров привносить в более спокойный фокстрот прыжки, кики,
размахивания руками и некоторые цепоцки ходов из танцев Чарльстон, Шимми и
Черный Bottom.
К 1927 г. уже возникла необходимость прежний фокстрот называть Медленным.
Квикстеп же получил право на самостоятельную жизнь, и даже где-то поучаствовал
в создании танцев Линди Хоуп.
Отметим особую привлекательность всех 3-х танцев (медленного фокстрота, вальса,
квикстепа): необыкновенно мягкие скользящие движения, придававшие особую
пластическую выразительность явно новой хореографии ХХ века.
Зарождение латиноамериканской программы
А между тем на Латиноамериканском континенте энергичная и эротичная Милонга
(прообраз Танго) рвалась в Париж, где и произвела невиданный фурор в 1910 г.
Чрезмерная близость танцующих еще немало лет шокировала откровенной
чувственностью, но мировой успех танго был уже предрешен.
Корни успеха Танго – в близости стилю фламенко и в частности – цыганскому
танго, хотя иные версии приписывают Танго значительную долю родства и Кубинской
Хабанере. Есть и Африканская версия: Тангано – танец рабов-негров из Африки.
Позднее Танго было переведено из латиноамериканских танцев (Латины) в Стандарт.
Еще драматичнее складывалась судьба ныне называемых латинских танцев (Латины).
Показательно, что музыкальные веяния Рэгтайма в конце концов дали миру как
стандартные, так и латинские танцы.
Если британцам понравилась более спокойная белая форма Рэгтайма (европейская
сдержанность, закрытая позиция партнеров, возможность пластикой подменить
излишнюю чувственность), то черной Америке естественно был близок джазовый
темперамент рэгтайма; соответственно свободная позиция в паре и требуемая для
этого высокая подвижность.
Излишняя грубость (агрессивность), вульгарность, эротическая распущенность –
достаточно долго формировали и видоизменяли Джайв:
10-е года – рэгтайм
20-е года – свинг
30-е года – линди хоуп
40-е года – джегберг
50-е годы – буги-вуги, би-боп, рок.
Там же, на Американском континенте, подобно джайву, также медленно пробивалась
Румба. Будучи изначально сексуальной пантомимой – она явно не могла иметь
шансов на успех. Но активный интерес американцев и видоизменение ее прежде
всего в сторону существенного приличия, а также слияния с Гуарачей и Кубинским
балеро к 1925 г предопределило распространение на США, хотя и в ином
ритмическом варианте.
Истинную же Кубинскую Румбу в 1947 г, как и Ча-Ча-Ча в 1952 г. перенес на
европейский континент ведущий английский педегог Пьер Лавелл. С 1955 г. оба
бальных танца (Румбу и Ча-Ча-Ча) активно стали использовать в именно Кубинской
ритмической версии.
Испанский Пасодобль, как и Венский Вальс, оказался мало
любим Британцами.
Поэтому начало его распространения приходится на Францию 20-х – 30-х годов.
Здесь он был особо популярен и получил, можно утверждать, французское
танцевальное восприятие.
Пасодобль – единственный из 10-ти бальных танцев, где существует сюжетность. В
различных версиях можно услышать о корриде, о тореро, о быке и даже плащ Торро
получил право на самостоятельную жизнь.
Не случайно последним мы рассказываем именно о самбе.
Самба – это лебединная песня латинской спортивной
танцевальной программы (в просторечии – Латины).
Именно самбе выдано вечное право быть первой на конкурсах.
И хотя стандартизирована самба была последней (небезизвестным нам уже Пьером
Лаваллем в 1956 г.) , тем не менее первый приход самбы в Европу состоялся еще в
1905 г. Раннее название самбы – Maxixe.
Второе нашествие самбы обустроил Фред Астер. Этот вариант Кариока с 1934 г.
появился в Англии. И наконец, окончательно самба утвердилась в 50-х годах
благодаря принцессе Великобритании Маргарет.
Самба невероятно интересна своей способностью впитывать практически любые
южно-американские ритмы, необычайно зрелищна, динамична. Пластика этого танца
просто завораживает.
С завидной регулярностью мы увлекаемся все новыми самбами – ламбадой,
макареной.
|