Танцевальные субкультуры. Часть II. Клубные танцы. ------------------------------------------------------- Продолжение.
(Автор: Игорь Ринев) Итак, мы продолжаем рассказ о танцевальных субкультурах. В прошлый раз
вы познакомились с разными танцевальными стилями
и направлениями, входящими в хип-хоп-культуру.
Сегодня же мы уйдем с улиц и заглянем в святая святых
всех любителей танцев — в клубы.
Танец — искусство, дающее возможность познать не только свой дух,
но и тело, выразить в движении все свои чувства. И клубный
танец здесь не исключение. Именно клубные танцы
в настоящее время пользуются большой популярностью, так как это —
праздничность, импровизация и разнообразие музыкальных стилей. Клубные
танцы — это демократичное соединение множества разных темпераментных
стилей и возможность танцевать под любую современную музыку.
Основа любого клубного направления — ритм. Только ориентируясь
на ритм, можно в совершенстве овладеть тем или иным направлением
клубных танцев. Нередко в клубах можно встретить танцоров тех или иных
направлений хип-хоп-движения, так что стрит (street) нередко включают
в список клубных танцев. Ну а кроме хип-хопа, клубные танцы
включают в себя такие танцевальные направления, как ритм-энд-блюз
(R&B), тектоник (tecktonik), гоу-гоу (go-go), хаус (house), фанк (funk),
стрип-дэнс (strip dance) и другие. Чтобы стать своим в стихии
клубного танца, нужно постоянно поддерживать хорошую спортивную форму, быть
веселым, энергичным, задорным, чувствовать себя всегда на высоте.
Ритм-энд-блюз (Rhythm’n’Blues)
Стиль ритм-энд-блюз появился в конце 1930-х годов, с урбанизацией
негров американского Юга, играющих «деревенский блюз» (country blues).
Переселение этих исполнителей в города было связано со становлением
негритянских звукозаписывающих компаний: приезжающие для записи музыканты часто
оставались в городах, устраиваясь на работу в качестве
исполнителей в клубы, бары и дансинги. При этом исполнители
кантри-блюза, аккомпанирующие себе на акустической гитаре, столкнулись с тем,
что в шумных заведениях их просто не было слышно: тогда-то
и стали применяться микрофоны, звукосниматели для гитары
и электроорганы. В 1939 году появилась электрогитара.
Электрификация и внедрение новой техники не только способствовали
развитию звукозаписи, но фактически стали причиной возникновения нового
стиля блюза. Теперь группа из четырех человек была способна играть громче
и мощнее, чем традиционный большой биг-бэнд из восемнадцати
исполнителей.
Новый стиль постепенно набирал популярность, вытесняя конкурентов,
и в 1949 году в журнале «Billboard» появился термин
«ритм-энд-блюз», отражавший сложившиеся изменения. Термин «ритм-энд-блюз»
в основном служил для описания черной американской
поп-музыки, представлявшей собой род ритмически акцентированного
«развлекательного», «несерьезного» блюза. В дальнейшем ритм-энд-блюз
подвергся делению на соул, фанк и, позже, — диско. Самые ранние
рок-н-роллы часто представляли собой ритмически аранжированные версии
классических ритм-энд-блюзов. По сравнению с традиционным блюзом
новый стиль стал более громким и агрессивным, утратив некоторые
достоинства тихого сельского блюза, его нюансы и интимность. Ритм-энд-блюз
стал гораздо более однообразным, на первое место вышли развлекательность
и танцевальность.
Танцевальный
стиль ритм-энд-блюз, или, как его часто называют, «айренби» (r? n? b или
R&B), являет собой сочетание традиционного хип-хопа, пластики и умения
импровизировать. Танцор в этом стиле чувствует музыку, пропуская
ее сквозь себя и «отображая» каждый бит собственным телом.
Ритм-энд-блюз рождает ощущение беззаботности и даже некоторой
развязности. Особенность танца — в специфических ритмических
движениях «кач», при которых, при общей расслабленности тела, напряжены только
мышцы живота. Если вы хотите овладеть стилем R&B-танцев, занятия
необходимо начать с «прокачивания» каждой части своего тела. Правильный «кач»
идет из центра живота, причем напрягаются исключительно эти мышцы, все
остальные расслаблены. Наклон головы, движение плечом и рукой, — так
начинается этот пластичный и сексуальный танец. Далее следуют плавные
выпады, подпрыгивание с легким и мягким приземлением на одну или
обе ноги. Затем все повторяется. Главное — воображение и чувство
музыки.
Хаус (House)
Хаус начал свое развитие еще в 1970-х, в пору зарождения так
называемой эры диско. Этот танец привлекает своей уникальной манерой
и динамикой, позитивным настроем и огромным притоком адреналина.
Он особенно зависит от музыкальных пристрастий и умения понимать
хаус-музыку.
Хаус развивался как взаимопроникновение множества стилевых элементов
хип-хопа, брейкдэнса, рагги, латины, степа, чечетки... В восьмидесятых
впервые появилось такое понятие, как «Time to Jack». The Jack —
базовое движение в хаусе, из которого развилось целое направление
в танце. Хаус — это, прежде всего, контроль над телом
и энергией, которая в танце либо сдерживается, либо выпускается
взрывной волной; это танец, где задействовано все тело, однако самое главное
мастерство — владение танцполом, работа ногами вместе со всем телом
(Jacking). Подобно хип-хопу, хаус — это эволюция топрока, первого танца
Западного побережья. Последние годы это танцевальное направление набирает
популярность в Европе, выходя на уровень хип-хопа.
Современный хаус — это быстрые движения ног, напоминающие степ, чечетку
и шаги латины, в сочетании с плавными, абсолютно расслабленными
движениями корпуса и головы. Корпус всегда отстает от ног
и в танце словно догоняет их. Кроме того, стиль определяют
легкость и особая «пружинка» в работе стоп, а также скорость
исполнения движений, причем нагрузка здесь сравнима с нагрузкой при
аэробике. Последние
европейские тенденции в хаусе связаны с использованием нижнего
брейка, локинга, вэйвинга и вакинга.
Тектоник (Tecktonik)
Тектоник (Tecktonik) — танец, содержащий в себе элементы хип-хопа,
локинга, поппинга и техно. Тектоник начинает свою историю в Париже,
а точнее — в парижском метро, где собирались молодые люди,
готовые быть «непохожими на других». Само слово «тектоник» пошло
от названия вечеринки «Тектоник Киллер» (Tecktonik Killer), проводившейся
в ночном клубе «Метрополис» в городе Ранжи (Rungis) недалеко
от Парижа. Тогда тектоник был известен и популярен в узких
кругах, люди, танцевавшие его, считали себя принадлежащими к особой
субкультуре, культивировали свои особые привычки, стиль одежды и образ
жизни.
Есть и другое мнение: что начиналось все в Бельгии, где около
десятка лет назад на вечеринках использовали музыку в стиле Hardtech,
Hardtrance, а также Euro Dance. В то время самым популярным
стилем был Jumpstyle, идея которого заключалась в том, чтобы прыгать,
двигая одной, а потом другой ногой взад-вперед в такт басам.
Те вечеринки были похожи на современные вечеринки Tecktonik.
А в 2000 году эта концепция пришла во Францию, в клуб
Métropolis на окраине Парижа...
В 2007 году тектоник впервые выходит на широкую публику: его
дебют состоялся на фестивале Paris Techno Parade 15 сентября.
В этот день тектоник увидело огромное количество людей, которые
не смогли забыть его. С тех пор популярность танца росла бешеными
темпами: люди танцевали на площадях, в метро, на газонах, —
везде, где только можно. Благодаря широкому распространению через сервисы
обмена видео, тектоник приобрел массу новых поклонников. Самые известные
ди-джеи музыки в стиле тектоник — DJ RV. B, Dess, Miss Hiroko, позднее David Guetta, Dirty South и Yelle.
Ныне Tecktonik становится настоящей маркой: у клабберов появился
энергетический напиток Tecktonik Killer и множество другой продукции
с одноименной символикой — футболки, бейсболки, кофты... Молодые
клабберы начали все чаще выходить на улицы и устраивать батлы
Tecktonik вне клубов, как знаменитые Хип-хоп-батлы.
Типичный облик танцоров тектоник — это суженные джинсы, обтягивающая
короткая футболка без рукавов, с каким-нибудь безумным рисунком, белый
ремень (не обязательно) и кроссовки/кеды. Первое поколение Tecktonik
носило обувь с ровной подошвой и белые перчатки и... держало
во рту соску (соска вначале служила для того, чтобы препятствовать
подъемам, спровоцированным экстази)... Со временем эта «клубная культура»
претерпела изменения в связи с новыми реалиями: появлением
реалити-шоу, ростом общественных сетей и блогов, а также под влиянием
индивидуализма и стремления быть самым лучшим и оригинальным.
Из-за эмблемы с изображением орла некоторые считают Тектоник опасным
националистским движением. Но мнение это ошибочно, у Тектоника нет
особой идеологии. На эмблеме, представляющей это движение, действительно
изображен орел: он еще со средних веков символизирует в Германии
власть, счастье, а также силу. Сегодня орел используется во всем мире
как гербовая символика и не должен больше напрямую ассоциироваться
с нацизмом. В данном случае этот символ был выбран исключительно
из эстетических соображений.
Гоу-гоу дэнс (Go-Go)
Люди, приходящие развлекаться в клубы, любят не только двигаться
под музыку, но и учиться танцевать, узнавать новые движения,
копировать профессиональных танцоров и просто наслаждаться наблюдением
за красивыми, умелыми и зажигающими людьми. Более 45 лет назад
в США появились исполнительницы соблазнительного Go-Go, которые своими
танцами на барных стойках с успехом привлекали посетителей
в увеселительные заведения.
11 января 1963 года в Голливуде (Калифорния) открылась первая
американская дискотека «The Whisky a Go Go». Девушки танцевали
в коротких юбках, которые впоследствии вошли в повседневную моду американок.
В те времена в Америке главным лозунгом развлечений было: «Секс,
наркотики и рок-н-ролл». Молодежь стремилась к свободе, самовыражению
и свободной любви. Музыка становилась более разнообразной благодаря
вошедшему в моду в ту пору рок-н-роллу в стиле Дика Кларка,
британской танцевальной поп-музыке, психоделическим ритмам «Hippie»,
а также вокальным R&B-композициям в стиле группы «Мотаун»...
Со временем мода и стиль музыки менялись, а танцовщицы Go-Go
продолжали зажигать на вечеринках. Эта профессия с тех пор стала
неотъемлемым атрибутом клубных мероприятий. Чтобы завести публику, нужно
танцевать сексуально, эмоционально, зазывно, создавать в танце эффекты
замедления и ускорения, соблазнять пластикой всего тела. Максимум внимания
необходимо уделять индивидуальному стилю и эмоциям, работать
с пространством и со зрителем!
Современный стиль Go-Go — это танцевальное направление
со свободной импровизацией под современную клубную музыку,
с индивидуальным стилем каждого танцора, а истинные
Go-Go-ladies — это девушки-«зажигалки», энергетика которых способна
«взорвать» любую вечеринку, придав ей неповторимый стиль и желаемую
атмосферу.
Танцы Go-Go — это смешение и вариации техник разных танцевальных
направлений: House, Hip-Hop, Strip dance, Club dance, Club Latin, Jazz Modern,
Freestyle, Street dance и многих других современных клубных стилей. Быть
танцором Go-go — значит свободно, эмоционально, зажигательно, сексуально
и просто красиво двигаться и раскрепощаться в танце.
Итак, мы познакомились с танцами, корни которых уходят
в прошлый век и ведут свое происхождение из Африки
и Америки. Следующие выпуски нашего обзора будут посвящены этническим
танцевальным субкультурам, мы расскажем о ставших популярными
во всем мире латиноамериканских и ирландских танцах.
|